Когда всё решают секунды

Движение по загруженным городским дорогам в режиме «газ-тормоз, газ-тормоз» не дает водителям проявить себя согласно пословице: «Какой русский не любит быстрой езды». И только оставив позади задымленные тесные городские улицы, можно позволить себе, свободно откинувшись на спинку кресла, нажать на педаль газа и мчаться, оставляя позади километры серой ленты загородной трассы.
Но всё далеко не так романтично, как показывают в рекламных роликах, призывающих к покупке автомобиля. Обманчивое чувство свободы и независимости способно сыграть с начинающим водителем, недавно закончившим автошколу и получившим водительские права злую шутку. Нужно помнить: езда по загородной трассе отличается своими нюансами, и некоторые особенности движения по скоростным (и не очень) магистралям обуславливают свои правила поведения в дополнение к ПДД.
Кажется, просто, а на деле…
По городским улицам ездить «Ох» как непросто! Перекрестки, светофоры, пешеходные переходы и бесконечные вереницы автомобилей, толкающихся в заторах. Казалось бы, выехал за пределы города, и спадает напряжение сумасшедшего городского ритма. Да, но это справедливо в отношении опытных водителей со стажем.
Благодаря доведенным до автоматизма действиям по управлению автомобилем, особой интуиции, свойственной опытным автомобилистам, выработанной за тысячи километров пробега способностью по аналогии с электронным блоком управления мгновенно оценивать дорожную ситуацию и принимать правильное решение, они действительно отдыхают от интенсивного городского трафика на загородной трассе.
Но даже профессионалы говорят, что многие маневры на скоростных магистралях и у них провоцируют выброс адреналина в кровь, требуя собранности и холодного расчета.
Скорость, тормозной путь и безопасная дистанция
100 метров — это много или мало? Пешеход преодолеет это расстояние за полторы минуты, а машина, двигающаяся со скоростью 90 км/ч — за 4 секунды! Всего 4 секунды, чтобы среагировать на происходящее в ста метрах от автомобиля. А если скорость выше, а неожиданное препятствие возникнет на дороге ближе, чем за 100 м? На принятие решения и выполнение маневра остаются мгновения.
Отсюда сразу делаем вывод: расслабляться, выезжая на загородную трассу, нельзя, наоборот, придется максимально сосредоточиться, чтобы успеть не просто зафиксировать взглядом всё происходящее на дороге, а оценить и даже спрогнозировать обстановку с учетом:
  1. дорожных знаков и разметки;
  2. действий встречных и попутных участников движения;
  3. состояния дорожного покрытия и еще многого-многого другого.
Чем выше скорость, тем больше тормозной путь. Если при скорости 90 км/ч на сухом асфальте машина в лучшем случае остановится через 45 метров, значит, безопасная дистанция должна быть еще больше. Необходимо учитывать время реакции, за которое автомобиль пролетит 25 метров, а так же время принятия решения, за которое автомобиль успевает проехать еще пару десятков метров, а то и более. Так что, не стоит «висеть на хвосте» у впереди движущегося автомобиля, считая, что идя «слипстримом» можно сэкономить топливо.
Чем больше дистанция — тем лучше. Относится это не только к автомобилям, движущимся впереди. Если движущаяся сзади машина находится слишком близко, не пытайтесь увеличить дистанцию, наращивая скорость. Наоборот, нужно плавно замедлиться, и тогда нетерпеливый водитель при первой же возможности обгонит вас. Кстати, об обгонах…
Как правильно обогнать автомобиль за городом
Сложнее всего совершать маневр, если впереди движется длинномерный грузовой автомобиль:
  1. не видно, что происходит впереди грузовика;
  2. нужно больше времени, чтобы объехать длинномерное транспортное средство и безопасно вернуться на свою полосу.
Довольно часто водители фур помогают совершить обгон. Хороший обзор из кабины тягача позволяет оценить дорожную обстановку лучше, чем с водительского места легкового автомобиля. Если вы видите, что водитель большегруза включил правый «поворотник», но останавливаться при этом не собирается, это сигнал для вас: встречная полоса свободна — можно обгонять. Завершив обгон, поблагодарите за помощь, «подмигнув аварийкой», — это общепринятый между автомобилистами знак вежливости.
А теперь о самом обгоне:
  1. оцените дорожную обстановку — нет ли знаков или разметки, запрещающих обгон;
  2. достаточно ли просматривается полоса встречного движения;
  3. какова скорость обгоняемого вами транспортного средства — чтобы максимально быстро завершить маневр, нужно увеличить скорость своего автомобиля минимум на 25 - 30 км/ч! Сможете ли вы выполнить это условие, не нарушая правил ПДД, и справитесь ли с управлением?
  4. не сокращайте дистанцию до начала обгона — разогнаться до нужной скорости необходимо, находясь еще в своей полосе;
  5. завершив маневр, не «ныряйте», резко оттормаживаясь, под колеса того, кого обогнали, возвращайтесь в свою полосу, соблюдая дистанцию.
По статистике, четверть всех происходящих на загородных дорогам ДТП — последствия некорректного обгона. Чтобы не оказаться в сводке дорожных происшествий, начинающим водителям совершать такой сложный маневр, как обгон, рекомендуется только в условиях крайней необходимости. А пока тренируйтесь на обгоне «тихоходов», двигающихся со скоростью 40-60 км/ч (да, да, на загородных трассах такие встречаются, и довольно часто) при разрешенных девяноста.
Пропустите торопыгу
Отсутствие возможности совершить обгон из-за интенсивного встречного потока толкает некоторых водителей на рискованные маневры: обгон по обочине или буквально впритирку с встречными и обгоняемыми машинами. Такого лучше пропустить вперед, максимально сдвинувшись вправо и слегка сбавив скорость.
Чтобы вовремя заметить «торопыгу», возьмите в привычку смотреть в зеркала заднего обзора так же часто, как в черте города. Тогда вы обязательно обратите внимание на быстро приближающийся сзади автомобиль. Не дожидайтесь пока он «сядет на задний бампер» и начнет нервно моргать «дальним» — пропустите его вперед, а он, мы уверены, обязательно «скажет» спасибо, включив на мгновение аварийную сигнализацию.
Вообще, «световые жесты» на дороге нужно знать. Например, если со «встречки» сигналят дальним светом — впереди работает прибор фиксации скорости. Не забывайте и вы предупредить встречных участников движения о «засадах ДПС». Ведь автомобилисты — это одно большое «четырехколесное» (и больше) братство.
Если необходимо сделать остановку
Выбирать место для остановки нужно тщательно, избегая закрытых поворотов, плохо просматривающихся участков дороги, горок и узких обочин. И никаких резких торможений и маневров, иначе уже известный нам «торопыга», летящий сзади, или, что еще хуже, пытающийся обогнать справа, не успеет среагировать. Еще раз хотим напомнить: именно высокая скорость движения по загородным дорогам заставляет особо внимательно относиться к любым перестроениям, сменам полос и иным подобным действиям.
Еще до начала торможения необходимо включить правый «поворотник», чтобы движущиеся сзади поняли, что вы собираетесь съехать на обочину. Зеркало заднего обзора для вас — главный помощник. Остановившись, сразу включаете аварийную сигнализацию! Выезжая с обочины на проезжую часть, заблаговременно включаете левый «поворотник» и двигаетесь параллельно дороге, разгоняясь по возможности по обочине и как бы «втягиваясь» в полосу движения.
А лучше полностью избегать таких остановок, если для этого отсутствуют специально отведённые площадки.
Коротко о главном
А теперь короткой строкой огласим еще несколько правил и советов от инструкторов по вождению автомобиля.
  1. Придерживайтесь средней скорости потока, даже если придется ехать с некоторым превышением скорости. Иначе вас будут пытаться обогнать не только легковые автомобили, но и грузовики, в том числе тяжеловозы с прицепами «Тонар», фуры и линейные автобусы. Аэродинамические завихрения, возникающие в зоне позади автомобиля, могут даже изменить траекторию движения легкой малолитражки.
  2. Держитесь как можно правее — начинающим водителям пункт 9.4 ПДД необходимо соблюдать скрупулезно.
  3. Не отвлекайтесь от дороги по мелочам, например, крышка на бутылке с водой должна быть такой, чтобы ее было удобно открыть одной рукой.
  4. Если вы заметили на обочине радар, не нужно резко тормозить: вы и так уже попали в ловушку камеры, а ваш резкий маневр может стать неожиданным препятствием для того, кто движется следом за вами.
  5. Начинающие водители в подавляющем большинстве пытаются смотреть на дорогу прямо перед капотом автомобиля или на бампер того, что едет перед ними, а нужно видеть происходящее далеко впереди. Вы быстро научитесь, глядя вдаль, фиксировать одновременно и происходящее прямо перед вами. Так вы будет заранее готовы к смене дорожной ситуации.
  6. На загородных трассах тоже есть перекрестки, и учтите, не всегда дорога, по которой вы движетесь, может оказаться главной. Поэтому внимательно «читайте» дорожные знаки: отсутствие таковых тоже может о чем-то говорить, например, о пересечении равнозначных дорог.
Первый выезд на загородную трассу — это как контрольная проверка для начинающих водителей, тест на стрессоустойчивость и выдержку. Перефразируя поговорку «Тише едешь — дальше будешь», добавляй в конце «… от места назначения». Те, кто соблюдает правила, всегда доезжают до намеченной цели.
Поделиться в социальных сетях: