Основы вождения автомобиля в зимний период

Основы вождения автомобиля в зимний период

Статистика неумолима и тревожна: зимой резко возрастает количество ДТП по причине «не справился с управлением». Сложные погодные условия, неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, плохая видимость — на все это можно кивнуть в свое оправдание, но и то, и другое, и третье можно квалифицировать как понятие «дорожная обстановка», о которой говорит ПДД. Это то, что должен учитывать водитель транспортного средства, выбирая скорость и приемы управления.


Снег, машина, гололед


Рост аварийности на дорогах тесно связан с несоблюдением ПДД и с недостаточно качественной подготовкой водителей к поведению в нестандартной дорожной обстановке. Выезжая на зимнюю дорогу, необходимо сменить приемы управления транспортным средством и соблюдать особые правила. Об этом расскажут эксперты нашей автошколы в Одинцово.


Скоростной режим


Согласно п. 10.1 ПДД скорость движения должна быть такой, чтобы водитель в существующих на текущий момент дорожных и метеорологических условиях мог полностью контролировать движение автомобиля. А для этого нужно помнить, что скользкая дорога увеличивает тормозной путь, учитывать технические особенности своего автомобиля и знать, как он себя ведет на льду, укатанном снегу, асфальте, скрытом под снежно-водяной «кашей».

Важно: абсолютная скорость движения не имеет особого значения, главное, сможете ли вы при данной скорости движения в момент возникновения экстренной ситуации не оказаться участником ДТП. Это значит, что кто-то и при 80 км/ч способен виртуозно совершить маневр на скользкой дороге, а кому-то не удается избежать аварии в той же дорожной обстановке, разогнавшись всего до 40 км/ч.


Манера езды, или Темперамент имеет значение


Постулат первый. О езде «накатом» водителям автомобилей с механической коробкой передач зимой стоит забыть. Этот сомнительный способ экономии топлива не приветствуется и на сухой дороге, а зимой и подавно. Постоянно включенная передача, в том числе при торможении, увеличивает шанс на успешный маневр в случае возникновения нештатной ситуации. А торможение двигателем перед светофором исключит случайный занос и блокировку колес. Ведь пока еще не все автомобили оснащены системами ABS, ESP и другими электронными ассистентами.
Кстати, нельзя всецело полагаться на программный «мозг» автомобиля: не водитель является приложением к активным электронным системам безопасности, а как раз наоборот.
Постулат второй. Резкие разгоны и торможения на зимней дороге неприемлемы. Плавное нажатие на педали — это и экономия топлива, и уменьшение нагрузки на узлы и механизмы, и снижение риска попасть в аварию. Возникновение центробежной силы, перераспределение веса по осям, изменение давление в шине в зависимости от пятна контакта покрышки с дорожным полотном… Все это по науке, но слишком непонятно. Проще — делаем все без резких движений: мягко набираем скорость, плавно оттормаживаемся, несколько раз коротко нажимая педаль, имитируя ABS. При нажатии на педали работаем только ступней.


Дистанция — наше все


Значительное увеличение тормозного пути обуславливает соблюдение зимой большей дистанции между автомобилями. И если у движущегося впереди автомобиля «резина круче», электронная «начинка» максимально полная, а водитель обладает непревзойденной реакцией, то в аварийной ситуации он остановится значительно быстрее, чем движущийся за ним среднестатистический автовладелец на среднестатистическом автомобиле. Включите это в расчет расстояния между двумя транспортными средствами.


Интуиция — дело наживное


Это не вымысел, это — факт: водители с богатым стажем вождения обладают некоторым даром предвидения, буквально предугадывая маневры других участников дорожного движения. А пока вы не обладаете «автомобильной интуицией», старайтесь видеть дальше «кормы» едущего перед вами автомобиля:
  1. обращайте внимание на светофор задолго до того, как подъедете к перекрестку, — так вы будете заранее готовы к моменту переключения его сигнала и соответственно к действиям других водителей. То же относится к дорожным знакам;
  2. замечайте, когда загораются стоп-сигналы не только на автомобиле перед вами, но и на тех, кто находится еще дальше впереди.
Следование этим двум советам позволит избежать экстренного торможения, что в условиях зимней дороги особенно опасно.


Повышаем квалификацию


Чтобы не упустить из виду особенности зимнего вождения и получить навыки управления на ледяных и заснеженных трассах, рекомендуется дополнительно практиковаться с опытным инструктором. А лучше сразу выбрать курсы вождения, где обучают не только азам. Такова наша автошкола «Навигатор» — ее выпускники пусть и не асы-автогонщики, но выезжая зимой на зимнюю дорогу, они чувствую себя уверенно, не переоценивая при этом своих возможностей.


Коротко о главном


Резюмируем вышесказанное, объединив правила поведения на зимней дороге короткой строкой. Необходимо:
  1. снизить привычную скорость движения;
  2. увеличить дистанцию;
  3. плавно разгоняться и тормозить.

Есть еще одно правило, которое рекомендуется соблюдать всем — и новичкам, и матерым водилам. Это правило трех «Д»: «Дай дорогу дураку». И конечно, нельзя забывать о том, какую роль играет техническое состояние автомобиля.


Подготовка автомобиля к зиме


Техническое состояние автомобиля — фактор, занимающий важное место в безопасности дорожного движения. СТО предлагают такую услугу, как зимнее ТО, куда входят проверка уровня рабочих жидкостей, диагностика аккумуляторной батареи, замена салонных фильтров и некоторые другие сервисные работы. Если вы способны отсутствие свободного времени на «возню» с автомобилем компенсировать наличием свободных денег, сервисмены сделают все за вас. Вам останется лишь проконтролировать, выполнены ли все необходимые пункты.
Что нужно сделать обязательно перед наступлением холодов:
  1. Сменить резину. Замена летних шин на зимние или всесезонные с маркировкой буквами «М» и «S» прописана в техническом регламенте и является обязательной. Впрочем, согласно гл. 12 КоАП штрафа за отсутствие зимней резины нет.
  2. Залить в бачок для «омывайки» специальную незамерзающую жидкость. Ограничение видимости из-за грязи и снега на лобовом стекле увеличивает риск возникновения аварийных ситуаций. Желательно, чтобы в багажнике всегда находилась запасная емкость с жидкостью для омывателя лобового стекла.
Остальные пункты выполняются по мере актуальности:
  1. Замена масла в двигателе производится согласно сервисному интервалу, если характеристики масла позволяют эксплуатацию автомобиля в мороз. В противном случае необходимо сменить моторное масло на «зимнее».
  2. Владельцам дизельных ТС постараться «выкатать» летнее дизтопливо и заправиться «зимней соляркой». АЗС начинают продавать зимнее дизельное топливо уже в ноябре.
  3. Проверить аккумуляторную батарею — измерение уровня заряда, плотности электролита и зарядку аккумулятора перепоручаем специалистам. Самостоятельно можно очистить батарею от грязи и пыли, посмотреть состояние клемм.
  4. Рекомендуется обработать силиконом поверхность резиновых уплотнителей дверей. Силиконовая пленка не даст дверям примерзнуть и защитит резину. А вот замки, вопреки всеобщим советам «бывалых», никакими жидкостями обрабатывать не стоит. Достаточно тщательно продуть их сжатым воздухом.
  5. Поменять щетки стеклоочистителей («дворники»), запастись щеткой-смёткой и скребком для очистки стекол.
  6. Если есть лишнее место в багажнике, пусть его займет лопатка. А буксировочный трос — это must have.
К счастью, современные автомобили лишили автовладельцев многих «прелестей» подготовки к зимним холодам, когда водители «Жигулей» и «Москвичей» дружно «ныряли» под капоты: чистили контакты зажигания, меняли высоковольтные провода, промывали карбюраторы… Сегодня достаточно соблюдения нескольких простых даже для новичков рекомендаций, чтобы машина не оказалась на зимней дороге «коровой на льду».
Поделиться в социальных сетях: